Форма входа

Реклама

Поисковые системы

▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒

Forex

Revolver Maps

Каталог файлов

Статистика

Яндекс.Метрика

Проверка тИЦ и PR
 

Главная » Статьи » Строительство » Строительство

ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ 1920-1950 г.г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ»
(ФБУ «ЦНТБ СиА»)
ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ 1920-1950 г.г.
Материал подготовлен сотрудниками ФБУ «ЦНТБ СиА»:
Креневой Т.Е.;Лещинской Г.Д.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГОРОД- это город социалистического типа; эти термины вошли в широкое употребление в 1929 г., в начале первой пятилетки.
Составной частью первой пятилетки являлось развертывание большого жилищно-коммунального, соц.- культурного и бытового строительства в существующих городах и постройка новых городов и рабочих поселков в связи с созданием новых промышленных предприятий и новых промышленных центров.
Отличительной чертой книги Н.А.Милютина «Проблема строительства социалистических городов» является превосходное знание ее автором трактуемой темы.
Н.А. Милютин раскрывает вопросы строительства со знанием дела, так как состоял председателем правительственной комиссии по строительству новых городов. Настоящая книга призвана сформулировать главные требования к советскому строительству, проанализировать основные технические и материальные возможности в области строительной техники, и дать, хотя бы в схеме, пример конкретного решения нового жилья советского рабочего в начальный период социализма. Автор анализирует идеи передовых архитекторов-конструктивистов (в частности работы Корбюзье, Гропиуса, Гинзбурга, Веснина, Леонидова и др.),а также значительное количество (свыше 50) конкурсных городов, разработанных как советскими, так и зарубежными архитекторами.В книге приводится ряд специальных работ по составлению схем планировки и проектированию зданий с некоторыми расчетами.
В разделе «Приложения» читатель может ознакомиться со специально разработанным расчетом Госплана РСФСР, касающимся этой проблемы, а так же постановлением ЦК ВКП (б) от 16 мая 1930 г. «О работе по перестройке быта».
И вот какой видел автор новую советскую архитектуру:
«Наша архитектура должна быть прежде всего честной, а честное решение правильно поставленной и правильно решенной задачи не может не быть красивым.»
Традиционные жилища в городах и поселках .В начальный период индивидуального жилищного городского строительства преобладали различные типы хат, которые и в настоящее время зачастую бытуют в неиндустриальных городах. Обычно они продолговатые в плане, имеют печи с духовкой.
В дальнейшем, особенно в 50-е годы, распространяется жилище, отличающееся почти квадратным планом (50—60 м2), высокими стенами (без цоколя до 3,5 м), большими окнами, архитектурным оформлением главного (с улицы) и хозяйственного (со двора) фасадов, высокой крышей. Такое жилище практично, компактно, красиво и экономично. Жилище имеет вход со стороны двора, где размещены крыльцо, веранда и кладовка. Обогреваемыми помещениями являются: зал (или столовая), спальня, комната (детская), кухня. Отопление осуществляется преимущественно одним очагом, поставленным на перекрестке простенков и равномерно обогревающим все жилые помещения.
В начальный период индивидуального жилищного городского строительства преобладали различные типы хат, которые и в настоящее время зачастую бытуют в неиндустриальных городах. Обычно они продолговатые в плане, имеют печи с духовкой.
В дальнейшем, особенно в 50-е годы, распространяется жилище, отличающееся почти квадратным планом (50—60 м2), высокими стенами (без цоколя до 3,5 м), большими окнами, архитектурным оформлением главного (с улицы) и хозяйственного (со двора) фасадов, высокой крышей. Такое жилище практично, компактно, красиво и экономично. Жилище имеет вход со стороны двора, где размещены крыльцо, веранда и кладовка. Обогреваемыми помещениями являются: зал (или столовая), спальня, комната (детская), кухня. Отопление осуществляется преимущественно одним очагом, поставленным на перекрестке простенков и равномерно обогревающим все жилые помещения.
«… Задачей коренной реконструкции городского хозяйства СССР и ускорение темпов его развития до уровня, соответствующего общим темпам индустриализации страны, поставленные во всей широте перед партией и рабочим классом. Капиталовложения по линии жилищного и коммунального хозяйства, предусмотренные планом 1932 года.
В жилищное строительство в 1932 г. мы вкладываем огромную сумму в 135 млн. руб., что почти в два раза превышает план 1931 г.и в четыре раза фактическое выполнение этого плана. для освоения этих огромных капиталовложений…»
«… Задачей комхозяйства являлось обслуживание всех тех нужд и потребностей, которые неизбежно возникают в области благоустройства вследствие скопления более или менее значительного количества людей в каком-нибудь городе или поселке. Коммунхоз осуществлял благоустройство, т.е. осуществляет те мероприятия, которые нужны для того, чтобы поселок или город был хорошо устроен.Эти нужды и потребности очень разнообразны, и чем больше становится город или поселение, тем больше возникает этих потребностей и тем острее чувствуется необходимость их коммунального, т.е. общественного удовлетворения…»
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЖКХ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОРОДАХ
«…Задачей комхозяйства являлось обслуживание всех тех нужд и потребностей, которые неизбежно возникают в области благоустройства людей в городе, или поселке.
Проблемы экономии топлива в жилищном хозяйстве были рассмотрены в журнале «Коммунальное хозяйство» №2 1932 г.выпуска. В статье «Экономия топлива в жилищном хозяйстве» вопрос экономии в жилищном хозяйстве является чрезвычайно острым и больным. Перед отделом рационализации и изобретательства Мосжилтреста встал сложный вопрос об осуществлении директивы правительства о снижении расхода топлива на 16%.Если переведем эти цифры проценты на рубли, то увидим: Краснопресненский район сэкономил-25000 руб., Дзержинский-15000 руб. и т.д. А в сумме по районам сберегли уже сотни тыс.руб.
За счет каких же мероприятий была достигнута эта экономия?
В первую очередь были приняты меры к тому, чтобы вовлечь в борьбу за экономию топлива широкую рабочую общественность путем организации энергоячеек, производственных, топливных совещаний, чтобы на базе подготовленной общественности дать ряд технических указаний. Указываемые технические меры характерны тем, что, не требуя для своего осуществления крупных затрат, дали же сразу определенный экономический эффект…»
К вопросу о квартирной плате
(Из истории)
Из статьи Н.Филатова «К вопросу о квартирной плате». Квартирная плата построена у нас в зависимости от двух элементов, а именно доходов плательщика и состава его семьи (числа иждивенцев) и качества жилища. Общим принципом исчисления квартирной платы является положение, что квартплата за средний по городу размер жилой благоустроенной площади, приходящейся на данную семью, не может превышать 10% от совокупных доходов этой семьи.
По применяющейся у нас системе оплаты жилищ высокооплачиваемые группы населения, а низкооплачиваемые группы населения платят выше себестоимости содержания жилищ, а низкооплачиваемые не возмещают издержек по содержанию их квартир.
Борьба со злостными неплательщиками квартплаты.
Массовое обследование ликвидации задолженности по квартирной плате начато прокуратурой и членами советов и жилсекций. Обследованию подвергаются дома Жактов и дома трестов. По бесспорным искам особо злостные неплательщики будут выселяться судебными исполнителями через нотариальную контору.
(Из журнала «Коммунальное хозяйство №10, 1931г.» Хроника.)
Незаконные начисление квартирной платы в новых домах.
Некоторые московские жилищные кооперативы, не дожидаясь разрешения в законном порядке вопроса о дифференциации оплаты жилой площади в новых домах, провели на практике такую дифференциацию. Подобная самостоятельность привела к извращению политики, к уравниловке. Всесоюзный совет жилкооперации и Центрожилсоюз предложил Мособлжилсоюзу немедленно отменить незаконные начисления, прекратить возбужденные судебные дела против неплательщиков незаконных сборов.
(Из журнала «Коммунальное хозяйство №10, 1931г.» Хроника.)
Суммируя все ранее сказанное и подходя к определению тех же корректив, которые надо в соответствии с требованиями избирателей и интересами жилищного хозяйства ввести в метод исчисления квартирной платы ,констатируем, что эти коррективы должны вылиться в единую для всех видов домов унифицированную, построенную на основе таксы эксплуатационных расходов для домов разного благоустройства систему квартирной платы.
Квартирная плата должна строиться в полном соответствии с общими принципами, установленными декретом о жилищной политике, но с учетом совокупного дохода семьи по расчету на одного члена (едока).
Городские пути сообщения
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО - один из важнейших участков коммунального строительства и благоустройства городов.
Дорожному хозяйству - большевистские темпы!
Перед войной в царской России во многих городах еще ходили конки, а в некоторых местах паровые трамваи. Электрические трамвайные сообщения были организованы в 35 городах. Большинство трамваев эксплуатировались исключительно в целях извлечения наибольшего дохода, а не создания удобных средств сообщения для населения. Октябрьская революция в корне изменила положение вещей. Концессии были отменены, трамваи национализированы. Конки, за немногим исключением, прекратили свое существование, заменяясь электрическим трамваем.
Значительно расширилось хозяйство автобусных сообщений, не существовавших до революции и впервые появившихся в 1925 г. в Москве. То же с таксомоторным движением. В течение первого пятилетия число городов с автобусным сообщением возросло с 40 до 100,число машин возросло с 466 до 1455,число перевозимых пассажиров с 119000000 до 306000000.
Регулирование работы гужевого транспорта
Для разгрузки улиц в дневное время от гужевого транспорта автогужевое управление Мосгорисполкома объявило перечень грузов, которые должны перевозиться ночью. Сюда относятся: топливо, стройматериалы, мусор и нечистоты, сырье для фабрик и заводов, металлолом, утильсырье и тара, а также готовые изделия предприятий, продукты питания для торговой сети, станки, котлы и др.тяжеловесные грузы.
Транспорт, имеющий разрешение работать днем, будет иметь верхнюю часть дуги, окрашенную в белый цвет.
За нарушение этих правил виновные будут штрафоваться в размере 100 рублей и привлекаться к ответственности.
(Из журнала «Коммунальное хозяйство №10 1931 г. Хроники.)
План улиц старого «А» и современного «Б» города.
Все составные элементы города должны быть объединены развитой системой взаимных сообщений. Зонирование территории города предопределяет развитие сети улиц, площадей и перекрестков, а также размещение мостов, путепроводов и туннелей. Каждая улица служит дорогой с одной или несколькими проезжими частями, которые могут быть разделены озеленением.
Все составные элементы города должны быть объединены развитой системой взаимных сообщений. Зонирование территории города предопределяет развитие сети улиц, площадей и перекрестков, а также размещение мостов, путепроводов и туннелей. Каждая улица служит дорогой с одной или несколькими проезжими частями, которые могут быть разделены озеленением.
Наконец в течение первого пятилетия начал развиваться водный городской транспорт ,несколько заглохший в первые годы революции. За пятилетие в транспортное хозяйство было вложено 417,7 млн.руб. Расширение существующих городов и строительство новых ставят перед собой остротой вопрос о развитии городского транспорта. Необходимо расширить трамвайную сеть на ближайшие годы, поскольку мы имеем большую нехватку рельс, большое развитие должно получить автобусное движение, в особенности в новых промышленных центрах.
Городские средства были представлены в те времена трамваем, автобусом и электробусом(троллейбусом). Каждый из них имеет свои особенности технического и экономического порядка. И в соответствии с этим- область применения.
Первые попытки организовать движение электрических омнибусов, питающихся энергией от центральной станции и курсирующих не по рельсам, а по дороге, были сделаны в 1882 г. в одном из пригородов Берлина (электробус был построен фирмой Сименс и Гальске).
Область применения электробуса - обслуживание движения на участках с плотностью движения, не оправдывающей постройки трамвая, при целесообразности использования местных топливных ресурсов (что весьма существенно при электрификации страны).
«Мы должны взяться серьезно за разрешение транспортной проблемы. С одной стороны идти путем текущих мероприятий, путем улучшения транспорта, искоренения недостатков, бесхозяйственности, самотека, путем поднятия дисциплины, а с другой стороны, ставить более широкую перспективу: строительство новых трамвайных путей и автобусных линий и электрического ввода и главное, строительство метрополитена.»
(Из доклада т.Кагановича на июньском пленуме ЦК ВКП (Б)
(Из журнала «Коммунальное хозяйство №1 1932 г.)
 Первая линия метро появилась в 1934 году.
 Учитывая интересы населения, появилась необходимость в создании более экономичных и быстрых средствах передвижения. Метрополитен вместе с наземными средствами городского сообщения образует единую разветвленную систему транспортных связей, призванную наилучшим образом обслуживать население столицы.
оформление советского строительства.
Несколько слов об архитектурном оформлении строительства. Все эти ампиры, барокко, ренессансы, готика и т.п. были весьма хороши для своих эпох, соответствующих материалов, бытовых форм.
Наша эпоха-эпоха машин, строжайшей экономии, новых материалов, новых социальных отношений и новых бытовых форм – требует и новых архитектурных форм. Наша архитектура должна быть прежде всего честной, а честное решение правильно поставленной и правильно решенной задачи не может не быть красивым. Несколько слов об архитектурном оформлении строительства. Все эти ампиры, барокко, ренессансы, готика и т.п. были весьма хороши для своих эпох, соответствующих материалов, бытовых форм.
«…ЦК обязывает московские организации широко развернуть работу по развитию зеленых насаждений, разбивке бульваров и скверов, в особенности в рабочих районах…»
(Из резолюции июньского пленума ЦК ВКП (б) 1931 г.)
«…На Дальний Восток из Москвы выехала экспедиция Треста зеленого строительства во главе с проф. Овсянниковым. Экспедиция соберет образцы флоры Дальнего Востока, которые затем будут посажены на московских улицах и скверах…»
(Из журнала «Коммунальное хозяйство №21-22 1931 г.)
«…ЦК обязывает московские организации широко развернуть работу по развитию зеленых насаждений, разбивке бульваров и скверов, в особенности в рабочих районах…»
(Из резолюции июньского пленума ЦК ВКП (б) 1931 г.)
«…На Дальний Восток из Москвы выехала экспедиция Треста зеленого строительства во главе с проф. Овсянниковым. Экспедиция соберет образцы флоры Дальнего Востока, которые затем будут посажены на московских улицах и скверах…»
(Из журнала «Коммунальное хозяйство №21-22 1931 г.)
«…Совершенно не случайно, что именно сегодня мы ставим вопрос о городе и городском хозяйстве во всем объеме. Мы подошли к этому вопросу всем ходом развития коллективизации и социалистического переустройства сельского хозяйства, и вопрос о городе и городском хозяйстве вышел уже сейчас за обычные рамки так называемого благоустройства, стал вопросом большого политического и экономического значения…»
(Из доклада Т.Кагановича на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 г.)
Интересующие Вас факты и подробности по данной теме Вы сможете почерпнуть из фондов нашей библиотеки.
Категория: Строительство | Добавил: биб (13.05.2014) E
Просмотров: 405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заработок в Интернете