Форма входа

Реклама

Поисковые системы

▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒

Forex

Revolver Maps

Каталог файлов

Статистика

Яндекс.Метрика

Проверка тИЦ и PR
 

Главная » Статьи » Строительство » Строительство

НЕМНОГО О МАТВЕЕ КАЗАКОВЕ…
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ»
(ФБУ «ЦНТБ СиА»)
Материал подготовлен сотрудником ФБУ "ЦНТБ СиА":Курочкиной Т.Л.

Имя Матвея Федоровича Казакова - эпоха в архитектуре Москвы, в русской архитектуре, в русском искусстве. «Казаковская Москва» - это целое понятие, целое направление в истории русской архитектуры, раскрывающее национальные особенности искусства классицизма XVIII века.
Общественные здания и жилые сооружения, созданные великим архитектором, преобразили древнюю столицу. Из «большой деревни» Москва превратилась в город с прекрасными, полными гармонии и изящества зданиями, обрела свой неповторимый облик.
В середине XVIII века Москва становится центром русской культуры, образования, просвещения.
Матвей Федорович Казаков родился в Москве в 1738 году. Рано лишившись отца, он с 12 лет начал самостоятельную жизнь и, согласно сенатскому указу, стал учеником архитектурной школы Дмитрия Ухтомского. В школе, находящейся в одном из домов Охотного ряда, занятия велись по общеобразовательным и специальным предметам. Особое внимание уделялось рисованию и черчению, что, по мнению Ухтомского, позволяло воспитанникам школы как можно раньше приобщиться к практической работе архитектора.
Дмитрий Ухтомский выписал для школы знаменитые труды Витрувия, Палладио, Виньолы, Блонделя. Эти книги знакомили учащихся не только с теорией архитектуры: на прекрасных гравюрах, содержавшихся в этих книгах, были изображены здания античной древности, эпохи Возрождения, произведения зодчих Италии и Франции XVIII века. Огромное внимание Ухтомский уделял также изучению высочайших образцов древнерусской архитектуры. Из школы выходили опытные, прекрасно и разносторонне образованные зодчие, готовые к практической работе и обладающие глубокими теоретическими знаниями в области архитектуры и изобразительного искусства.
По окончании архитектурной школы Казаков получил чин «архитектурии прапорщика» и был определен в «команду» Никитина, ставшего «городовым» (главным архитектором) Москвы.
Однако первые самостоятельные проекты Матвею Казакову суждено было осуществить не в Москве. Он начинает работать над проектом восстановления Твери: город полностью выгорел во время пожара 1763 года. Проект восстановления Твери, предложенный Казаковым, был основан на новых градостроительных принципах XVIII века и сложился еще при застройке Петербурга. Главные площади застраивались новыми общественными зданиями, а улицы, - располагавшиеся теперь не стихийно, а согласно строго выверенному плану,- каменными домами горожан. От круглой Центральной главной площади города расходились три широкие улицы. Казаков участвовал в создании ряда типовых проектов жилых домов Твери. Эти проекты отличались разнообразием и были рассчитаны на жителей города, принадлежавших к разным социальным слоям.
Искусствоведы и историки архитектуры сходятся во мнении, что одной из первых самостоятельных построек Казакова стал Путевой дворец, предназначавшийся для остановок путешествующей Императрицы.
Работа в Твери и постройка Путевого дворца приносят Матвею Казакову известность: он становится автором построек загородных усадеб (Рай- Семеновское), городских жилых домов, церквей. Уже в этих первых своих работах Казаков обнаруживает свойство своего дарования, ставшее, как покажет время и практика, характерным: один раз найдя удачное решение, зодчий будет вновь и вновь возвращаться к нему, изменяя и варьируя детали, при этом оставляя неизменной основную идею проекта.
В 1768 году в жизни молодого архитектора происходят важные перемены, во многом определившие его дальнейшую творческую жизнь. Его приглашает стать своим помощником великий Василий Иванович Баженов. В течение ряда лет Казаков работает вместе с Баженовым в «экспедиции по строению Кремлевского дворца». Это сотрудничество позволило Казакову приобрести бесценный творческий опыт, пройти «высшую архитектурную школу», чтобы стать наконец тем, кем он стал и тем, каким знаем его мы, далекие его потомки.
Восемь лет Баженов и Казаков работали вместе. Работа над проектом Кремлевского дворца поставила перед Баженовым и его сотрудниками очень непростые практические и художественные задачи. Суть замысла Баженова состояла в том, чтобы кремлевские соборы, шедевры древнерусской архитектуры представляли собой единый ансамбль со строящимся дворцом. Для решения этой задачи причудливые и витиеватые силуэты архитектуры стиля барокко использованы быть не могли. Очевидна была необходимость в использовании иных идей, иных приемов. И Василий Баженов решает вернуться к строгости, простоте и возвышенным идеям античной архитектуры.
В начале работы перед архитекторами возникла необходимость провести обмеры Кремля и составить его план. Именно эта работа была и поручена Матвею Казакову. Затем В. Баженов приступил к выполнению первоначальных эскизов. Ему нравилась система разбивки улиц в виде «трезубца», примененная при планировке Петербурга и заново отстроенной после пожара Твери. Согласно замыслу Баженова три лучевых магистрали, берущие начало из Кремля, должны были соединить Москву, Петербург, Владимир и Смоленск. Запроектированная Баженовым центральная площадь Кремля, обрамленная античными колоннами, произвела на Матвея Казакова очень сильное впечатление, и в дальнейшем мотив из венца колонн будет неоднократно повторен им в собственных проектах.
Как самостоятельный и талантливый автор Матвей Федорович Казаков впервые заявляет о себе при проектировании увеселительных павильонов на Ходынском поле, возводимых по велению Екатерины II в ознаменовании заключения мирного договора с Турцией в 1775 году. Торжества должны были носить национальный характер, вот почему Баженов и Казаков используют мотивы древнерусской архитектуры, умело сочетая их с современными им приемами. Казаков запечатлел эти строения в серии офортов. Манера Казакова рисовать и чертить напоминала работу гравера. Глубокий тон затененных мест чередуется с четко вырисованными архитектурными элементами. Офорты исполнены с неподражаемым вкусом и высочайшим техническим мастерством.
Усердие молодого талантливого зодчего было удостоено Высочайшего внимания: Екатерина II поручает ему проект нового петровского «Подъездного дворца». Так начинается самостоятельная работа мастера. Внешне дворец гармонично сочетался с «увеселительными павильонами»: башни и стены парадного и служебного дворов, выполненные из красного кирпича и белого камня, придавали зданию оригинальность. Вместе с тем, при всей декоративности и живописности, игре красного и белого цветов, в здании Петровского дворца видна продуманная и разумная классическая композиционная основа. Главный корпус дворца увенчан куполом на барабане с окнами. Лаконичная форма купола придавала зданиям дворцового комплекса ансамблевое единство.
Следующей крупной работой Казакова становится здание Сената в Кремле. Решено было возвести его рядом с Чудовым монастырем, напротив Арсенала. Участок, выбранный под строительство, имел неудобную треугольную форму, но Казаков сумел искусно использовать это: здание Сената получило общий треугольный план (илл. 1). Сопоставление планов Сената, спроектированного Казаковым, и Кремлевского дворца Баженова говорит о том, что эти проекты взаимосвязаны.
Общий план и объем здания Сената отвечают сущности главного государственного учреждения Российской Империи. Членами высшего законодательного органа были самые просвещенные, самые передовые люди страны, провозгласившие главной своей задачей бескорыстное служение России и ее народу. Казаков решает создать не только правительственное здание, но и «храм Закона». Об этом свидетельствует композиционное решение здания: во внутренний треугольник корпусов вписан внутренний пятиугольник различных помещений Сената. Величественная ротонда внутреннего двора венчалась куполом (илл. 2). Именно здесь и должны были заседать члены Сената, приниматься самые важные для страны решения. За величественность и торжественность купольный зал современники называли «русским Пантеоном». Стены зала украшены скульптурными барельефами, лепниной; внутренняя часть купола – кессонами с лепными розетками.
Все здание Казаков расположил так, что вершина треугольника, где помещался зал заседаний, находилась за башней между Спасскими и Никольскими воротами (с тех пор эта башня московского Кремля называется Сенатской). Таким образом, здание Сената становилось частью единого архитектурного ансамбля Кремля, сочетаясь с высочайшими образцами традиционной русской архитектуры. Система расположения корпусов здания сложна, но продумана до мелочей: входящие в здание словно готовились к восприятию главного – купольной ротонды. Этот эстетический и психологический прием Матвей Федорович Казаков применил в России первым.
Неудобная треугольная форма площади, на которой располагалось здание, требовала определенного подхода к решению фасада. Углы здания срезаны и украшены подобием лоджий, но сами фасады строги и лаконичны.
Парадную двухэтажную часть Казаков поставил на цоколь. Она расчленена пилястрами тосканского ордера, что придает внешней части здания силу и выразительность. Центральная въездная арка украшена портиком из ионических парных колонн. Этот прием смягчает некоторую суровость и лаконичность решения фасада.
Вся мощь и сила таланта Матвея Федоровича Казакова проявились в постройке здания Сената. За кажущейся легкостью его проектов стоят годы огромного труда, самоотдачи, стремления к совершенству. Отныне и по праву его имя - в первом ряду архитекторов XVIII века. Приемы, используемые Казаковым, стали образцовыми и определили стиль зданий присутственных мест во многих губерниях России.
В 1786 году Матвей Федорович Казаков становится главой «кремлевской экспедиции», то есть главным архитектором города. Обладая большим организаторским талантом, Казаков возрождает школу Ухтомского. «… в столичном городе Москве училища каменных, плотничных и столярных мастеров, чтобы в зимнее время обучать их черчению, архитектуре и теории, рисовать, дабы иметь совершенных мастеров российских… потому не будет нужды в иностранных, которые не сведущи ни в доброте здешних материалов, ни в том, что здешний климат производить может» (из прошения М.Ф. Казакова). Впоследствии школа стала архитектурным Училищем, славные традиции которого ныне хранит Московский Архитектурный институт.
Со временем и собственные сыновья великого архитектора,- Василий, Матвей и Павел, становятся его единомышленниками и верными помощниками. Атмосфера дружественности, взаимного уважения, внимания, царившая в училище, явилась благотворной и для развития таланта самого Казакова. Творческий рост и слава Казакова достигли зенита в 1780-х годах. Этой вершины мастер не покидал уже до самого конца своей жизни. Ведь конец XVIII века – время интенсивного строительства Москвы, пережившей огромное количество пожаров. Эту Москву создавал и творил Матвей Федорович Казаков. Московские дома того времени - это дома-усадьбы, находящиеся в глубине двора и окруженные флигелями и пристройками. Такой тип дома существовал еще со времен допетровской Руси. Казаков создает другой тип городского жилого дома. Он выдвигает главное здание, построенное в классическом стиле, на красную линию улицы, а все хозяйственные пристройки размещаются либо по бокам главного здания, либо за домом, являясь входом в небольшой сад или даже парк. Так решается новая градостроительная задача, которая дает возможность воспринимать любой частный дом как часть общей застройки. Архитектура, по мнению Казакова, должна украшать город, служа тем самым общественному благу.
Это двух- или трехэтажные дома, прямоугольные в плане, с колоннами и портиком, например, дом Демидова в Гороховском переулке, (илл. 3- 4).
Эта часть Москвы меньше других пострадала во время пожара 1812 года, поэтому дом, построенный Казаковым, сохранился лучше других. В убранстве комнат дворца зодчий использовал множество декоративных архитектурных деталей, росписи, позолоченную резьбу, за обилие которой комнаты были названы «золотыми». Здесь Казаков выступает не только как прекрасный архитектор, но и как талантливейший декоратор.
В 1784 году Матвей Казаков начинает постройку общественного зала, в котором могло бы собираться московское дворянство. По замыслу архитектора этот зал предназначался для официальных собраний, что обязывало к строгости архитектурного решения зала, но вместе с тем зал предназначался для балов, празднеств и маскарадов, что требовало декоративности и праздничности. Казаков находит блестящий выход из столь затруднительного положения, предложив украсить прямоугольный в плане зал лишь колоннами. Колонны придавали залу строгость, а примененный ордер – коринфский – вносил торжественность и праздничность (илл. 5, 6, 7, 8). Первоначально потолок зала Дворянского собрания был покрыт росписями, но они не были восстановлены после пожара 1812 года.
В 80-х годах XVIII века Казаков ведет также строительство больших общественных зданий в Москве. Дом генерал-губернатора, здания присутственных мест, но одним из самых значительных творений зодчего той поры является здание Московского университета. Здание построено Казаковым в виде буквы П. В центре за шестиколонным ионическим портиком размещался круглый актовый зал, по сторонам были расположены учебные классы и аудитории. Боковые корпуса здания выступали вперед, образуя парадный двор, а закругленные внешние углы боковых крыльев здания связывали его с улицами Большая Никитская и Моховая.
В это же время Матвей Казаков вступает в творческое соревнование со своим учителем Василием Ивановичем Баженовым. Екатерина II осталась недовольна предложенными Баженовым проектами. Проектирование загородной царской резиденции было поручено Казакову. Первоначальный проект Казакова отличался обилием и затейливостью декоративных элементов, игрой белого кружевного орнамента, украшавшего красные кирпичные стены квадратных корпусов дворца. Начавшаяся война с Турцией отразилась на судьбе этого проекта: Казакову пришлось значительно упростить его. И второй, более просто вариант не был выполнен до конца, но, пролежавший в руинах долгие годы, дворец поражал великолепными деталями убранства.
Идея служения Отечеству - главная идея творчества Матвея Казакова, нашла отражение и здесь. Царицынский дворец больше похож на крупное государственное учреждение. Необходимо сказать, что строение Казакова по абрису напоминало три дворцовые здания Баженова, снесенные по велению Екатерины II. Сохранил Казаков и галерею Баженова, которая связывала дворец с «Хлебным домом». Замечательным общественным сооружением, построенным Матвеем Федоровичем Казаковым в Москве, является Голицынская больница, (илл. 9, 10, 11, 12). К ее постройке зодчий приступил в 1796 году. Вновь возникает «усадебная» тема дома с флигелями, но видно и другое: боковые корпуса больницы вытянуты вдоль улицы, связаны с ней, связаны с городом. За колоннадой главного корпуса Казаков помещает круглый зал больничного храма, увенчанного куполом. Главный корпус больницы, становится доминирующим элементом окружающего здание городского пространства, нарушая некоторое однообразие строгих прямоугольных корпусов. Помимо этого Казаков ставит по сторонам большого купола еще два – меньшего размера. Позади больницы по проекту Казакова был разбит парк с прудами, спускавшийся к Москве-реке. Каменная набережная, вдоль которой стояли беседки. Комплекс больницы, спроектированный и построенный таким образом, становится частью городской среды.
По завершении строительства больницы в 1800 году, Матвей Федорович Казаков подает прошение об отставке. Он стареет, силы постепенно оставляют его, но и будучи больным, великий архитектор продолжает служить своему делу и своему городу. Последним его даром становится проект перестройки Кремля. В основе проекта лежит идея сохранения архитектурного ансамбля старинных и современных Казакову зданий.
Под руководством Матвея Федоровича Казакова составляется атлас «фасадических планов» Москвы. К этой работе Казаков привлекает своих учеников – архитекторов, землемеров, солдат. По замыслу архитектора атлас должен был представлять собой собрание больших гравированных таблиц, на которые была бы нанесена вся Москва, ее самые известные здания. Казаков сам выгравировал и раскрасил две таблицы с изображением московского Кремля, которые должны были бы служить образцами. Всего предполагалось сделать 185 таблиц, но грандиозному проекту не суждено было осуществиться из-за недостатка средств в государственной казне.
В 1812 году при приближении французов к Москве семья увезла Казакова в Рязань. От него долго скрывали, что Москву уничтожил страшный пожар, но все-таки он узнал, что его творения, многолетние труды его превратились в дым и пепел. Не в силах перенести страшного известия, Матвей Федорович Казаков скончался 26 октября 1812 года.
Постройки и проекты Казакова определили облик Москвы XVIII века. Он хранил традиции русской архитектуры и прекрасные древние здания, понимая вместе с тем, что город должен расти и развиваться, а не становиться подобием музейного собрания. Заветы своего учителя сохранили Бове, Григорьев, Тюрин, когда уже после пожара 1812 года, вновь отстраивали и возрождали город его из пепла. Жизнь и творчество Матвея Федоровича Казакова – пример служения Отечеству: ведь служить своему делу, своей Родине можно только самоотверженно и бескорыстно.

Библиография:

1. Ильин М.А. Казаков: Цикл лекций «Мастера русского зодчества».-
Государственное издательство по строительству и архитектуре,
М., 1955 г.

2. Власюк А.И., Каплун А.И, Кипарисова А.А.
«Мастера русской архитектуры. Казаков».
Государственное издательство по строительству и архитектуре, М., 1957 г.

3. «Памятники русской архитектуры. Архитектор М.Ф. Казаков.
Ансамбль Голицынской больницы», М., 1955.

4. «Памятники русской архитектуры. Архитектор М.Ф. Казаков.
Колонный зал Дома Союзов», М., 1955.
Категория: Строительство | Добавил: биб (14.05.2014) E
Просмотров: 821 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заработок в Интернете