Форма входа

Реклама

Поисковые системы

▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒

Forex

Revolver Maps

Каталог файлов

Статистика

Яндекс.Метрика

Проверка тИЦ и PR
 

Главная » Статьи » Строительство » Строительство

Генеральные планы Москвы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ»
ФБУ «ЦНТБ СиА»
Материал подготовлен сотрудником ФБУ "ЦНТБ СиА":Курочкиной Т.Л.


Генеральные планы Москвы
В советский период процесс централизованной плановой застройки и благоустройства Москвы на основе официально утвержденных генеральных планов можно разделить на 4 основных этапа:
1) 1931-1941 гг.: 2) 1945-1950 гг.; 3) 1951-1960 гг.; 4) 1961-1991 гг.
В конце 1991 г. началась история новой России и новый этап градостроительной истории ее столицы.
10 июля 1935 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О генеральном плане реконструкции Москвы» (разработан архитектором В. Н. Семёновым, С. Е. Чернышёвым и др.,), в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием новых кольцевых и радиальных магистралей.
Самые неотложные работы первого этана градостроительных преобразований в Москве проводились па основе постановления июльского 1931 г. Пленума ЦК партии о развитии городского хозяйства в стране, где особое внимание было уделено Москве. На основе решений этого Пленума развернулась работа по подготовке первого в истории нашей страны комплексного плана реконструкции столицы, который был принят в 1935 г. По размаху намеченных работ, подходу к вопросам развития города, глубине их проработки Генеральный план реконструкции Москвы не имел аналогов в мировой градостроительной науке и практике. Основой нового Генерального плана развития Москвы 1935 г., разработанного под руководством В. И. Семенова и С. Е. Чернышева, оставалась радиально-кольцевая структура. Намечался рост численности населения Москвы с 3,66 млн. чел. в 1935 г. до 5 млн. чел. к 1960 г. и увеличение более чем вдвое городской территории — с 28,5 тыс. га до 60 тыс. га, преимущественно в юго-западном и северном направлениях. Новый Генеральный план реконструкции Москвы был принят в 1935 г. Он ознаменовал начало процесса комплексных реконструкций и развития столицы страны, при строгом идеологическом подходе ко всем градостроительным документам переустройства Москвы.
Несмотря на отсутствие необходимой строительной базы и ограниченность средств, в течение 1931-1941 гг. были достигнуты важные результаты. Красную площадь освободили от мелких торговых зданий и складов, благоустроили главные центральные площади столицы, развернули реконструкцию в ее центральной части.
В мае 1935 г. вступила в строй первая линия метрополитена. К 1941 г. протяженность линий метро составляла 23,3 км. В 1937 г. вступил в строй канал им. Москвы протяженностью 128 км, коренным образом улучшивший водоснабжение города и сделавший Москву крупным речным портом. На трассе канала было создано 7 водохранилищ, в том числе 3 в пределах города. Были проведены большие работы по озеленению и благоустройству города. К 1939 г в основном завершились работы по расширению и застройке улицы Горького. Реконструировали и частично застроили новыми домами 1-ю Мещанскую улицу, Ярославское шоссе, Б. Дорогомиловскую улицу, Можайское шоссе, Б.Калужскую улицу, Новослободскую улицу и Ленинградское шоссе. Большая часть Садового кольца была расширена местами до 70 и более метров. Были построены целых 5 мостов на Москве-реке: Крымский, Большой Москворецкий, Большой Каменный, Устьинский, Большой Краснохолмский, а на Водоотводном канале — Малый Москворецкий, Малый Каменный и Малый Краснохолмский, кроме того, на р. Яузе построили малый Устьинский и Госпитальный мосты. Возвели ряд уникальных общественных зданий: Всесоюзную Государственную библиотеку им. В. И. Ленина, Дом Совета Министров СССР в Охотном ряду. Центральный театр Советской армии, Академию им. Фрунзе, стадион "Динамо", гостиницу "Москва", концертный зал им. П.И.Чайковского, Дворец культуры ЗИЛа, Химкинский речной вокзал и др. Они способствовали формированию нового облика площадей и магистралей столицы. Год от года набирали темпы жилищное и культурного бытовое строительство. Немало было сделано для улучшения транспортного обслуживания москвичей. Значительно расширилась сеть трамвайных линий (трамваи появились в Москве в 1895 г., а конка — в 1872 г.), с 1933г. начала развиваться сеть троллейбусных линий, в 1925 г. — появились рейсовые автобусы, в 1935 г. вступила в строй первая линия метрополитена. В период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. реализации Генплана 1935 г. была временно прекращена. Однако строительство линий метрополитена велось и в военные годы: к концу 1945 г. их протяженность увеличилась на целых 15 к.м. После войны развернулись работы по восстановлению города, а за тем продолжилась его плановая реконструкция. Второй этап социалистического преобразования Москвы был, главным образом, посвящен восстановлению городского хозяйства и улучшению условий обслуживания населения. В основном эти задачи были решены за первые послевоенные 5 лет.
В результате освоения новых районов территория города увеличивалась более чем в 2 раза. Постепенно старая Москва превращалась в город просторных магистралей, площадей, благоустроенных набережных и парков. В процессе реконструкции центра была создана Манежная площадь, на месте мелких лавок Охотного ряда построены гостиница «Москва» (1932—38, архитектор Щусев, О. А. Стапран, Л. И. Савельев). Здание Госплана СССР (1932— 36, архитектор А. Я. Лангман), реконструированы основные магистрали: ул. Горького (1937—39, 1940, архитектор А. Г. Мордвинов, инженер П. А. Красильников), Б. Калужская ул. (ныне часть Ленинского проспекта; 1939—40, архитектор Мордвинов, Г. П. Гольц, Д. Н. Чечулин и др.), Можайское шоссе (ныне часть Кутузовского проспекта; 1938—40, архитектор 3. М. Розенфельд). Были построены школы, клубы, кинотеатры, административные и правительственные учреждения (Академия имени М. В. Фрунзе, 1937, архитекторы Л. В. Руднев, В. О. Мунц; театр Советской Армии, 1939, архитектор К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев; Концертный зал имени П. И. Чайковского, 1938—40, архитекторы Чечулин и др.). Однако при всех привлекательных сторонах и первых положительных результатах реконструкции и развития Москвы в советский период до войны не нужно замалчивать и существенные ошибки, принципиальные градостроительные просчеты и неизбежные градостроительные потери в результате навязанной идеологизированной политики преобразования Москвы в индустриальную столицу первого в мире пролетарского государства, развиваемую, в первую очередь, в интересах рабочих и крестьян. Интересы интеллигенции, священнослужителей в первом случае ставились на дальний план, а во втором случае — полностью игнорировались. Декретом Советского правительства — за подписью И. В. Сталина — объявили "безбожную пятилетку". «К 1 мая 1937 г. "имя бога должно быть забыто на территории страны", в чем пример должна была подавать Москва В 1932 г. было принято решение ВЦИК о высылке из Москвы всех монашествующих, продолжилось и развернулось в небывалых масштабах закритие, разрушение или, в лучшем случае, переоборудование для светских целей монастырей и храмов. Первой жертвой религиозного вандализма в Москве стала Часовня Александра Невского (1883 г.) у гостиницы "Националь", разрушенная в 1922 г. В 30-е гг. при расширении Лубянской площади уничтожили Пантелеймоновскую часовню, разобрали Собор во имя Казанской иконы Божией Матери (памятник освобождения России и Москвы от польских интервентов XVII в.), снесли Никитский монастырь, разобрали Иверские (Воскресенские) ворота с Иверской часовней, разрушили храм Святого Димитрия Солунского на Страстной площади. Храм Василия Кссарийского на Тверской улице и весь комплекс Страстного монастыря на Тверском бульваре. В 1931 г. взорвали храм Христа Спасителя (памятник Победы в войне 1812 г.), снесли древний Собор Спаса на Бору в Кремле и десятки других храмов. При реконструкции центральных районов Москвы были допущены ошибки. Наряду с обветшалыми, не представляющими ценность зданиями были снесены исторические памятники, например, Сухарева башня, Триумфальная арка, Красные ворота, некоторые здания Кремля и многие здания в разных частях Москвы.
Благодаря постройке канала имени Москвы, превратившего Москву-реку в судоходную магистраль, была решена задача водоснабжения и изменился микроклимат всего района. Строительство канала повлекло за собой сооружение новых незатопляемых набережных и мостов, обеспечивающих проход больших судов. В 1939 была создана ВСХВ (ныне ВДНХ). Были проведены большие работы по озеленению; созданы и реконструированы парки: Центральный парк культуры и отдыха имени Горького (1935—41, главный архитектор А. В. Власов, В. И. Долганов), Измайловский (1931, архитектор М. П. Коржев, М. И. Прохорова), Сокольнический (реконструирован в 1931), благоустроены скверы. Приостановленное во время Великой Отечественной войны 1941—45 преобразование и развитие Москвы возобновилось после 1945 г. Развернулась комплексная застройка жилых районов (в Измайлове, на Хорошевском шоссе, на Октябрьском поле, на Песчаных улицах, на Юго-Западе), продолжалась реконструкция главных магистралей, бульваров и скверов. Был разработан десятилетний план реконструкции Москвы (1951—52), руководитель архитектор Чечулин). Третий этап развития и реконструкции столицы характеризовался развертыванием массового жилищного и культурно-бытового строительства на основе индустриальных методов возведение зданий и сооружении. Был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951 - 1960 гг. (руководитель — арх. Д.Н.Чечулин). Этот градостроительный план основывался на идеях Генплана 1935 г., но и включал ряд новых предложений по улучшению планировки и застройки города, прежде всего — основных магистралей, въездов в Москву, освоению резервных территорий. Было принято решение о постепенном переходе на полносборное домостроение и о создании необходимой для этого производственной базы. На Всесоюзном совещании строителей в 1954 г. были намечены пути перехода к возведению зданий и сооружений индустриальными методами по типовым проектам. В Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации. С середины 50-х гг. начали вести строительство жилых домов на индустриальной основе, что позволило резко повысить темпы жилищного строительства и рост обеспеченности москвичей жильем. В 1967 г. доля заводского домостроения в строительстве составляла 76%, в 1971 г. — свыше 80%, в начале 80-х гг. — 93%. Обеспеченность жильем выросла, в кв. м общей (полезной) площади на человека составив в 1940 г. — 6,2; 1961 г. — 9,4; 1971 г. — 13,0; 1981 г. - 10,4; 1991 г. — 17,8. Доля москвичей, живущих в отдельных квартирах, выросла с 40% в 1961 г. до 60% в 1971 г., 79% в 1981 г, 85% в 1991 г. В 60-е гг. ежегодно 490 тыс. москвичей улучшали свои жилищные условия, в 70-е — 420 тыс. чел., в 80-е - 280 тыс. чел. К концу 80-х гг. около 85% рабочих, служащих, студентов регулярно обедали в столовых, кафе, ресторанах. В школах практически все учащиеся получали бесплатное горячее питание или пользовались буфетами. Год от года все больше детей воспитывались в яслях и садах: в 1960 г. — 40% детей дошкольного возраста, в 1990 г. — 72%. 80% расходов на содержание и воспитание детей в яслях, садах брало на себя государство и только 20% оплачивали родители.
Событием в истории послевоенного градостроительства явилось сооружение высотных зданий, которые подчеркнули радиально-кольцевую структуру городского плана и исторически сложившийся силуэт Москвы. Университет на Ленинских горах (1949—53, архитекторы Руднев, Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков), административные здания на Смоленской площади (1948—52, архитекторы Гельфрейх, М. А. Минкус и др.), жилые дома на площади Восстания (1950—54, архитектор М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др.) и на Котельнической набережной (1948—52, архитекторы Чечулин, А. К. Ростковский и др.), административно-жилое здание на Лермонтовской площади (1947—53, архитекторы А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев и др.), гостиница «Украина» (1957, архитектор Мордвинов и др.).
Существенную роль в изменении творческой направленности строительства в Москве сыграло Всесоюзное совещание строителей и архитекторов в декабре 1954. В 1954 г. была создана мощная строительная организация — Главмосстрой — для форсирования жилищного и гражданского строительства на индустриальной основе. В 1951 г. создали Институт Генерального плана г. Москвы (с 1966 г. — НИиПИ Генплана г. Москвы) — ведущую организацию по разработке градостроительных проблем развития столицы и ее Пригородной зоны. Это позволило на качественно новом уровне организовывать и вести строительство в Москве. Оно осуществлялось, в основном, в новых крупных жилых районах, таких, как Песчаные улицы, Юго-Запад, Черемушки, Измайлово, Фили, Хорошово-Мневники, Кузьминки и др. Впервые в Москве возвели 7 высотных здании, уникальных по тем временам по своему характеру, размещению и качеству строительства. Их создание явилось знаменательной вехой в развитии отечественной архитектуры, важным градостроительным этапом формирования центра Москвы, положившим начало новым архитектурным ансамблям и активизации силуэта столицы. Десятилетним планом на 1951 - 1960 гг. запрещалось строительство в Москве и ее Лесопарковом защитном поясе (ЛПЗП) промышленных предприятий, кроме обслуживающих нужды населения и строительства. Но на практике это смогли реализовать лишь частично.
Для нового этапа в градостроительстве было характерно создание крупных жилых массивов, преимущественно на свободных городских территориях, комплексно застраиваемых с применением индустриальных методов строительства, Юго-Запад (архитекторы Власов, Мезенцев, Д. И. Бурдин, Е. Н. Стамо и др.), Измайлово (архитекторы Б. М. Иофан, 3. М. Розенфельд и др.), Химки-Ховрино (архитекторы К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов, А. Д. Меерсон и др.), Дегунино-Бескудниково (архитекторы Бурдин, Б. А. Шишкин, В. Г. Тальковский и др.), Фили-Мазилово (архитекторы Гельфрейх, М. В. Адрианов, А. В. Афанасьев и др.), Кузьминки (архитекторы В. А. Бутузов, И. Ф. Милинис, В. В. Стейскал и др.). В центре города проложены и застроены новые проспекты — Комсомольский (1958—65, архитекторы Мордвинов, Е. Г. Вулых), Калинина (1964—69, архитекторы Посохин, Мндоянц и др.). В 1955—56 в Лужниках был выстроен комплекс центр. Стадиона имени В. И. Ленина.
В 1960-х гг. строятся крупные общественные, здания, для которых характерны лаконизм форм, — Кремлёвский Дворец съездов (1959—61, архитекторы Посохин, Мндоянц и др.), Дворец пионеров и школьников имени 40-летия пионерской организации (1959—63, архитекторы И. А. Покровский, В. С. Егерев, В. С. Кубасов и др.), телецентр в Останкине (1967—68, архитектор Л. И. Баталов, инженер Н. В. Никитин и др.), здание СЭВ (1969, архитектор Посохин, Мндоянц, В. А. Свирский, инженер С. Я. Школьников, Ю. В. Рацкевич), Центральный аэровокзал на Ленинградском шоссе (1960—65), архитектор Бурдин, Ю. Р. Рабаев, М. П. Артемьев, В. А. Климов, В. П. Яковлев), Центральный музей вооружённых сил СССР (1965, архитектор Б. Г. Бархин, Н. И. Гайгаров, О. И. Данченко), театры: имени Моссовета (1956, архитектор М. С. Жиров) и Сатиры (1963, архитектор В. В. Степанов), гостиница «Россия» (1967—70, архитектор Чечулин, П. П. Штеллер, Н. Чекмотаев и др.).
В 1971 ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили Генеральный план развития Москвы (авторский коллектив — архитектор Посохин, Н. Н. Уллас, С. А. Болдырев, Н. Ф. Евстратов, Р. Г. Каверин, С. М. Матвеев, С. Д. Мишарин, А. В. Сотников, инженер Ю. К. Болбот, И. Ф. Дрёмов, Л. Н. Сорокин, Г. Н. Фомин, А. Г. Яновский), рассчитанный на 25—30 лет, начиная с 1961 с учётом прогнозов на более отдалённую перспективу. План предусматривает дальнейшее планомерное, экономически целесообразное и комплексное развитие Москвы, улучшение архитектурного облика, создание наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения столицы.
В этих целях организуется 8 комплексных планировочных зон со своими общественно-административными центрами, создаются новые архитектурные ансамбли в системе развитого столичного центра, вдоль набережной Москвы-реки и ряда основных магистралей. На основе существующих городских парков и лесопарков, берущих начало в загородных лесах организуемого лесопаркового защитного пояса и проникающих в пределы города, созданы крупные городские зоны отдыха. Особое значение в плане уделяется охране исторических и архитектурных памятников. На основе проекта детальной планировки центра Москвы (1973) создаётся 9 заповедных зон.
В Москве сооружены многочисленные памятники, монументы и скульптурные группы, среди которых: памятники Минину и Пожарскому (латунь, бронза, гранит, 1804—18, скульптор И. П. Мартос). А. С. Пушкину (бронза, гранит, 1880, скульптор А. М. Опекушин), К. А. Тимирязеву (гранит, 1923, скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Д. П. Осипов), скульптурная группа «Рабочий и колхозница» (нержавеющая сталь, 1937. скульптор В. И. Мухина), памятник М. Горькому (бронза, гранит, 1951. скульпторы Мухина, И. Д. Шадр и др.). В. В. Маяковскому (бронза, гранит, 1958, скульптор А. П. Кибальников), К. Марксу (гранит, 1960, скульптор Л. Е. Кербель), монумент «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства».
В 1960 г. началась работа над составлением Технико-экономических основ (ТЭО) нового Генерального плана развития Москвы. Было принято решение о расширении границ Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), одновременно увеличили площадь ЛПЗП столицы. В 1966 г. ТЭО было одобрено Правительством, и началась работа по окончательной доработке и утверждению нового Генерального плана развития Москвы. Десятилетний период развития и реконструкции Москвы 1961-1970 гг., по сути, является первым этапом реализации нового тогда Генерального плана развития столицы. В то десятилетие возвели ряд уникальных зданий и сооружении (названия даны в редакции тех лет): Кремлевский Дворец съездов, здание СЭВ, Общесоюзный телевизионный центр с телевизионной башней в Останкино, гостиница "Россия", Центральный аэровокзал, комплекс на Новом Арбате, новые корпуса МГУ па Ленинских (теперь снова Воробьевых) горах и многое другое. Продолжалось представительное жилищное и культурно-бытовое строительство.
Проект нового Генерального плана развития Москвы на 25-30 лет (считая от исходного 1961 г.) был разработан под руководством Главного архитектора Москвы того времени М.В. Посохиина с участием крупнейших градостроителей того времени — П. Н. Улласа, Р. Г. Каверина, С. М. Матвеева, С.Д. Мишарина, 1-0. К. Болбота, А. Г.Яновского. Л. Н. Сорокина, С. Л. Болырева, Н.Ф. Евстратова и других.

В 1971 г. был принят этот новый Генеральный план развития Москвы на период до 1985 -1990 гг. с учетом прогнозов на более отдаленную перспективу — 2000 г. Москва была поделена на 8 планировочных зон, делившихся, в свою очередь, на более мелкие планировочные районы (они стали прообразом административных округов и районов 90-х гг.). Большое внимание уделялось развитию транспорта и системе магистралей; намечалось дополнить радиально-кольцевую сеть улиц и дорог хордовыми магистралями, позволяющими освободить центр города от транзитных потоков, также намечалось создание новых кольцевых магистралей в городе на основе существующих и планируемых улиц. Значительное внимание уделялось резкому расширению масштабов жилищного и культурно-бытового строительства. Предлагалось расширить фронт работ но озеленению и комплексному благоустройству города, представительно решать вопросы рекреационного обслуживания москвичей в самом городе и в Московской области. На научной основе была разработана программа сохранения и восстановления памятников истории и культуры. В центральной части города были выделены заповедные зоны, где памятники истории и культуры сохранялось на основе особых градостроительных требований. В черте города запрещалось строительство промышленных предприятий. Была научно обоснована и выделена Пригородная зона г.Москвы в радиусе 50-60 км от границ столицы с определением характерных черт развития этой территории, учитывая особую значимость ее важнейшей части — ЛПЗП г.Москвы — как резервуара чистого воздуха и места отдыха москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. Развитие Москвы намечалось в пределах Московской автомобильной дороги, но были определены и дополнительные территории для будущего расширения территориальных владений столицы — 10 тыс. га в ее Пригородной .зоне. Намечалось, что к концу расчетного срока этого Генплана численность населения Москвы составит 7,5 млн. чел., а вместе с ее рабочими поселками и Зеленоградом - 8 млн. чел.

Сравнивая градостроительные генеральные планы Москвы с похожими документами других крупнейших городов мира, нужно отметить масштабность и комплексность предлагаемых решений именно в генпланах нашей столицы. Конечно, все Генеральные планы развития Москвы были продуктом своего времени и содержали иллюзии и ошибки, рожденные чрезмерно идеологизированной доктриной развития нашей страны того периода. Абсурдной кажется идея о разрушении исторической застройки Китай-города, Замоскворечья, создании на месте части Красной площади и Гостиных рядов громадного Дома промышленности, проекта Дворца Советов на месте предложенной к сносу святыне Москвы и России за победу в войне 1812 г. — храма Христа Спасителя и многие другие "нововведения", характерные для 30-х гг .
50-70-е годы, хотя и декларативно, по большей части лишь провозглашали идею сохранения памятников истории и культуры, а на деле забывали о них. Снос, разрушение и недопустимое использование культовых сооружений стало печальной советской традицией; разрушались исторические здания в центре Москвы, «охраняемые государством». Вместо них появлялись чужеродные для исторического центра столицы здания повышенной этажности, эстетические качества которых были весьма спорны.( Новый Арбат - "вставная челюсть" Москвы). Ради того, чтобы построить в Кремле Дворец Съездов были безжалостно уничтожены монастыри и храмы. Этот печальный список можно продолжать бесконечно долго.
Ошибочной и фальшивой была и идеология развития Москвы, прежде всего, как крупного промышленно-индустриального центра с несокращающейся численностью рабочего класса. Значение Москвы как исторического и культурного центра не оценивались должным образом. Следствие такого подхода - превращение Москвы в город, перегруженный промышленными и производственными объектами. Примерно четвертая часть промышленного производства - экологически вредно, высок процесс износа оборудования, используются устаревшие технологии, доля ручного труда очень высока. Крайне неэффективна работа научно- исследовательских институтов, сферы обслуживания. К концу 80-х годов 80% продукции, производимой в Москве, вывозилось из города. По социально-экономическим показателям городов (продолжительность жизни, комфорт расселения, в жилищах, работа транспорта) Москва резко отставала от крупнейших городов мира.
90-е годы с их резко изменили политическую и экономическую жизнь страны и потребовала новых подходов к градостроительному развитию Москвы. В новых условиях началась и завершилась разработка нового Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 г.
Генеральный план развития Москвы до 2020 г. состоит из 4-х принципиальных частей: 1) Основные направления градостроительного развития Москвы; 2) Градостроительное зонирование территории; 3) Программа первоочередных градостроительных мероприятий; 4) Особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом функций столицы Российской Федерации.
Казалось бы, все очень гладко и правильно. Однако, проблема в том, что между тем, что декларируется и тем, что происходит на самом деле, существует огромная разница. Создается впечатление, что под видом реконструкции идет планомерное уничтожение исторического центра Москвы, ее облика, создававшегося в течение веков. Здания, построенные в ХVШ-ХIХ в.в, пережившие множество исторических катаклизмов и катастроф, стираются с московских улиц при попустительстве московских властей. На месте уничтоженных исторических зданий возникают в лучшем случае их «пластмассовые» муляжи, либо офисные и коммерческие здания, художественные достоинства и качество исполнения которых весьма и весьма сомнительны. Благодаря интенсивности жилищного строительства, так называемой «точечной застройке» уничтожаются скверы и парки, Хаотичность и непродуманность подобных действий нарушают экологию города, меняют его облик до неузнаваемости. Реставрация, длящаяся десятилетиями и требующая огромных денежных вложений в результате оказывается работой, сделанной наспех и неумело. ( Усадьба Царицыно). Таких примеров, к сожалению, можно привести великое множество. Создается впечатление, что те, в чьих руках сегодня находится и власть и огромные денежные средства, живут по принципу: « После нас - хоть потоп ». И совершенно не думают о том, какой город увидят следующие поколения: некое пространство, загроможденное недостроенными небоскребами, автостоянками, зданиями банков, строительными площадками на месте дворянских усадеб или все-таки тот город, имя которому Москва?

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Ладовский Н.

Москва «историческая» и социалистическая/О планах постройки новой Москвы //Строительство Москвы.- 1930.-№ 1.-С. 17-20

2. Архитектурные вопросы реконструкции Москвы. Материалы VII пленума
правления Союза советских архитекторов СССР. 8-12 июля 1940 года.-М.:Гос.архит. изд-во Акад. Архитектуры СССР, 1940.-98 с.:ил.

3. Двадцать лет генерального плана реконструкции Москвы//Гор. хоз-во
Москвы.- 1955.-№ 7.-С. 1-3

4. Заславский А.

Создадим научно-обоснованный генеральный план.//Строительство и архитектура Москвы.-1961.-№ З.-С. 1-2.

5. Технико-экономические основы генерального плана развития города
Москвы, 1961-1980/Н.В.Посохин, Н.Н. Уллас, А.М. Заславский и др.- М.,
1962.-58 с: ил.

6. Мельников Т.Н.

Москва будущего. (О Генеральном плане развития Москвы).-М., 1972.-58 с.

7. Посохни М.В.

Перспективы развития Москвы.-М.,1973.-32 с.:ил.

8. Промыслов В.

Генеральный план развития столицы: Свершения и

перспективы//Строительство и архитектура Москвы.-1985.-№ 3-С. 2-6:ил.

9. Вавакин Л.

Проблемы реконструкции на современном этапе отечественного градостроительства.//Архитектурный вестник.-1997.-№ 1.-С. 11-19

10. «10 лет московского строительства». «Москва-шаг в третье
тысячелетие»//Архитектура и строительство Москвы.-1999.-№ 6.-С. 2-3.

11. Кузьмин А.

Генеральный план развития Москвы до 2020 года: традиции и новаторство.//Архитектура и строительство Москвы.-2001.-№ 5-6.-С. 5.

12. Кузьмин А.В.

Новое в методологии и практике градостроительного планирования.//Архитектура и строительство Москвы.-2001.-№ 5-6.-С. 22-

На нашем сайте Вы найдете еще больше информации по вопросам строительства и архитектуры.Адрес сайта ФБУ "ЦНТБ СиА" http://www.cntb-sa.ru
Категория: Строительство | Добавил: биб (19.05.2014) E
Просмотров: 717 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заработок в Интернете