Форма входа

Реклама

Поисковые системы

▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒

Forex

Revolver Maps

Каталог файлов

Статистика

Яндекс.Метрика

Проверка тИЦ и PR
 

Главная » Статьи » Строительство » Строительство

Фёдор Солнцев (1801-1892) - создатель "археологической живописи".
М.Ю. Абрамова, Т.Л. Курочкина,
Федеральное бюджетное учреждение
"Центральная научно-техническая библиотека
о строительству и архитектуре» (ФБУ «ЦНТБ СиА»).

Фёдор Солнцев (1801-1892) - создатель "археологической живописи".

Имя Федора Солнцева известно в наше время немногим. Скупые биографические данные являются лишь хронологией жизни выдающегося мастера и крайне мало сообщают о каких-либо событиях и ярких сюжетных поворотах его судьбы. Между тем, судьба Федора Солнцева замечательна, необычна и являет собой, увы, довольно редкий случай, когда талант крепостного крестьянского мальчика был рано замечен и получил достойное развитие. Его судьба не была столь трагичной, как судьба Григория Сороки, гениального живописца – выходца из крепостных крестьян. Напротив, казалось, что удача сопутствовала Федору Солнцеву всю его долгую жизнь: вовремя замеченный талант, покровительство Императора и других самых влиятельных и могущественных особ, прижизненное признание, почет и слава.

Федор Григорьевич Солнцев родился в Ярославской губернии в семье крепостных графа Мусина-Пушкина 14 апреля (по старому стилю) 1801 г. Мусин - Пушкин, меценат, знаток истории и коллекционер древностей (ему, как известно, принадлежал подлинник «Слова о полку Игореве»), сумел распознать в крестьянском мальчике талант живописца. Граф дал «вольную» семье Солнцевых, и в 14 лет Федор был отправлен в Петербургскую Академию художеств. В Академии обучался и младший брат Фёдора, Егор (1818—1865), ставший впоследствии известным художником-мозаичистом.
Работы Федора Солнцева заметил еще в годы обучения в Академии ее Президент, директор Императорской публичной библиотеки, историк и археолог Алексей Николаевич Оленин - один из самых образованных и влиятельных людей России своего времени. До конца своих дней Оленин останется другом, наставником и покровителем художника. Именно Оленин направил Солнцева на тот путь, который станет делом всей его жизни – исследование и изображение исторических памятников.
По окончании академического курса за картину «Крестьянское семейство» (1824 г.), Федор Солнцев был удостоен Малой золотой медали, а за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» получил Большую золотую медаль (1827 г.). Солнцев уходит из Академии и становится «свободным художником», зарабатывая на жизнь уроками рисунка и живописи и исполнением частных заказов, в основном, - портретов. На первый взгляд кажется, что пути Солнцева и Оленина разошлись, но это не так. Оленин продолжает следить за судьбой художника, дает ему ценные советы, следуя которым Федор Григорьевич Солнцев научился отличать подлинную старинную вещь от подделки, правильно датировать и систематизировать предметы старины, что в его работе было просто необходимо.
Совсем скоро А.Н. Оленин поручает художнику большую и ответственную работу, которая требует таланта, усердия и мастерства. Речь идет о серии акварельных зарисовок найденных неподалеку от Рязани предметов старины. (Их подробное описание Оленин приводит в своей книге «Рязанские русские древности, или известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань»). Ф.Г. Солнцев выполнил рисунки рязанских древностей: это драгоценные, перстни, серьги, фрагменты одежды, конская упряжь. Сам художник писал об этом: «Алексей Николаевич предложил мне нарисовать "рязанские древности". Я принялся за работу. Рисовать надо было в кабинете Алексея Николаевича. Между прочим, у меня нарисована была бляха, рисунок этот и лежал на столе. Однажды приехал к Алексею Николаевичу профессор перспективы - М.Н. Воробьев. Заметив на столе бляху и приняв ее за настоящую, он хотел рукою сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, сказал: "Неужели это нарисовано!" Алексей Николаевич заметил: "Да, уж лучшей похвалы искусству нельзя сделать».
В 20-е годы XIX в. А.Н. Оленин счел обязательным ввести ношение государственными служащими официального мундира. Праздничный и повседневный мундиры, их цвет и покрой соответствовали представлениям и пожеланиям самого Оленина, а Федор Григорьевич Солнцев работал над эскизами форменной одежды.
Закончив работу в Петербурге, в 1830 г., по Высочайшему повелению художник отправляется в Москву "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов". Солнцев делает изумительные акварельные зарисовки экспонатов Оружейной палаты. Особенно поражают художника древние книги, хранящиеся в Оружейной палате: Изборник князя Святослава 1073 г., царские грамоты, Юрьевское Евангелие. Солнцев делает копии заставок, заглавных букв, рукописных книжных шрифтов. Зарисовывает Архангельский и Успенский соборы Кремля, московские улицы и исторические зданий. Огромная работа, титанический труд, предназначенный для воплощения грандиозной идеи - создания исторического атласа русских древностей, задуманного Алексеем Николаевичем Олениным.
Федор Григорьевич Солнцев участвовал во многих научных экспедициях, частности, - в Фанагорийской и Керченской, также патронируемых лично Олениным. «После того как я нарисовал “Рязанские древности”, А.Н. Оленин поручил мне рисовать “Керченские” и “Фанагорийские древности”. При этом Алексей Николаевич сказал, что когда я изготовлю несколько рисунков, то надобно будет попытаться издать их в Париже. Однако же намерение это не исполнилось. Попытались мы издать рисунки здесь, в Петербурге, но и тут ничего не вышло. В начале 1830 г. я окончил рисунки керченских и фанагорийских древностей. Некоторые вещи я рисовал на камне. Алексей Николаевич остался чрезвычайно доволен моими рисунками и представил их, вместе с некоторыми другими, императору Николаю Павловичу». Тогда же, в 30-х годах, Император Николай I взял Ф.Г. Солнцева под личное покровительство. Его Императорское Величество принял во внимание «отличные способности Солнцева к занятию в означенном роде живописи». За свои заслуги в 1833 году художник был причислен к Академии и к Кабинету Его Величества. С этого знаменательного события начинается новый этап в жизни и творчестве Федора Солнцева – участие в многочисленных археологических экспедициях. Троице-Сергиева Лавра, Новый Иерусалим Рязанская, Владимирская, Киевская, Новгородская, Псковская, Смоленская, Черниговская, Витебская губернии, уездные города Российской Империи.
Часть рисунков служила иллюстрациями к трудам выдающегося русского историка Ивана Михайловича Снегирева, который по поручению градоначальника Москвы, князь Дмитрия Владимировича Голицына, составлял перечень и научное описание исторических памятников Первопрестольной. Этот совместный труд двух исследователей - историка и художника, стал своего рода учебником национальной истории, архитектуры, костюму.
Созданное Федором Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I, который «высочайше повелеть соизволил, чтобы все, заслуживающее внимания и составляющее материал истории или предмет археологической любознательности ученых и художников, было срисовано со всею отчетливостью, описано и издано в свет». (Замысел А.Н. Оленина начинал воплощаться в жизнь). Однако первый том «Древностей» - «Киевский Софийский собор» был издан лишь в 1871 году.
В 1832 г. в Киеве были обнаружены остатки Золотых ворот. Именно Федору Григорьевичу Солнцеву, члену «Комиссии по изыскиванию древностей», выпало счастье открытия знаменитых фресок и мозаик XI века в Киевском Софийском соборе, о существовании которых ранее не было известно. Сначала была обнаружена лишь малая часть росписей, однако художник был почти уверен в том, что уникальные древние фрески покрывают все внутреннее пространство храма. После того, как была снята побелка и смыты более поздние наслоения, глазам исследователей предстали фрески, украшавшие стены Софийского собора 700 лет назад. Реставрируя и расчищая от более поздних наслоений фрески и мозаики собора, Ф.Г. Солнцев скопировал их. В 1853 г. он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество. Художник проводил в Киеве большую часть года и только зимой возвращался в Петербург.
С 1844 по 1867 г. Солнцев преподает иконопись в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Помимо этого он продолжает работать как живописец, восстанавливая интерьеры Свято-Троицкого собора и церкви Святого Духа Александро-Невской Лавры. Художник выполняет заказы Святейшего Синода, создает рисунки для Исаакиевского собора в Санкт – Петербурге. По эскизам Федора Григорьевича Солнцева и под его непосредственным наблюдением изготавливаются иконостасы и церковная утварь для храмов западных российских губерний.
Федор Григорьевич Солнцев прожил очень долгую жизнь - почти все XIX столетие. Судьба благоволила ему: рано замеченный талант, успешная учеба в Академии художеств, могущественные и мудрые покровители, признание при жизни: звание Академика живописи, многочисленные награды: ордена св. Владимира 4-й степени, св. Станислав 2-й степени с короной, присвоено звание Академика живописи.
В 1876 г. было торжественно отпраздновано 50-летие деятельности Солнцева. Художнику была вручена именная золотая медаль и присвоено звание профессора.
Федор Григорьевич Солнцев прожил очень долгую жизнь — почти век, все XIX столетие. Он был свидетелем реформ и смены эпох. На его глазах и при его участии стране открывалась ее история, а он, - талантливый и трудолюбивый художник, увековечивал эти открытия, чтобы донести до потомков удивительное прошлое Отечества. Хочется верить, что все, что сделано Солнцевым, не будет забыто и в XXI веке.


Статья подготовлена по материалам, содержащимся в фондах
ФБУ «ЦНТБ СиА».
Категория: Строительство | Добавил: биб (19.05.2014) E
Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заработок в Интернете