Форма входа

Реклама

Поисковые системы

▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒

Forex

Revolver Maps

Каталог файлов

Статистика

Яндекс.Метрика

Проверка тИЦ и PR
 

Главная » Статьи » Общество » Общество

Врожденные нарушения опорно-двигательного аппарата
Спинномозговая грыжа (менингоцеле)

Этот один из наиболее часто встречающихся врожденных дефектов нервной системы возникает в течение 1-го месяца развития плода, когда будущая мать, возможно, еще не знает о своей беременности. Развитию спинномозговой грыжи, которая отмечается примерно у 0,5% новорожденных, способствует ряд факторов, к числу которых наряду с генетическими причинами принадлежат бактериальные, вирусные и протозойные (токсоплазмоз) инфекции на ранних этапах беременности, прием лекарств будущей матерью, неправильное питание и обменные нарушения. В последнее время медики все чаще говорят о роли фолиевой кислоты (витамина группы В) в профилактике врожденных дефектов нервной системы и рекомендуют принимать его дополнительно к ежедневному рациону питания в течение 2-3 месяцев до наступления запланированной беременности. В ходе регулярных УЗ-обследований беременной врач проверяет строение позвоночника у плода, чтобы исключить вероятность этого дефекта.

Спинномозговая грыжа – дефект, при котором на определенном участке позвоночника (шейном, грудном или пояснично-крестцовом) позвонки полностью не срастаются и в зияющую щель выпячиваются элементы позвоночного канала: спинномозговые оболочки (менингоцеле) либо оболочки с вовлечением спинного мозга (спинномозговая грыжа). Грыжевой мешок покрыт тонкой кожей, а порой спинной мозг непосредственно контактирует с внешней средой, что чревато его механическим повреждением и инфекцией, которая может распространиться на верхние отделы нервной системы, захватить мозговые оболочки и головной мозг. Поэтому новорожденного со спинномозговой грыжей с первых дней жизни переводят в отделение детской хирургии или нейрохирургии и проводят операцию по ее устранению. Хирургическое вмешательство облегчает дальнейший уход за малышом, оберегая его от возможных травм и инфекций пораженного участка. Однако от последствий дефекта оно не избавляет, и они сохраняются на всю жизнь.

Последствия спинномозговой грыжи

Чаще всего этот дефект поражает нижние, пояснично-крестцовые участки позвоночника, вызывая серьезные неврологические нарушения функций конечностей, дистального отдела мочевыводящих путей и пищеварительного тракта. Главная причина данных нарушений – разрыв путей передачи нервных импульсов на участке «спинной мозг – нижние конечности – мочевой пузырь – толстая кишка». У ребенка со спинномозговой грыжей отмечаются частичные парезы или даже полный паралич нижних конечностей, что резко ограничивает его подвижность. Новорожденный либо вообще не шевелит ножками, либо держит их в одном положении, выполняя одни и те же движения с неполной амплитудой в данном суставе. Возникает угроза развития мышечно-суставных контрактур, т. е. более или менее закрепленных деформаций конечностей в суставах, которые в будущем сильно затруднят обучение вставанию на ноги и хождению.

Ребенок со спинномозговой грыжей зачастую страдает нарушениями чувствительности и питания кожных покровов, костей, мышц, сухожилий и связок. Его ножки не ощущают прикосновений, боли, тепла, холода. Не взглянув на них, он не знает, что выполняет ими какое-то движение. Нормально развивающийся ребенок со временем постигает строение своего тела – сначала узнает ручки, поднося их к глазам и играя ими, затем поднимает вверх ножки, хватается руками за коленки или стопы, чтобы подтянуть их к лицу. Тем самым он учится владеть своим телом, исследуя его анатомию и расположение конечностей. Лежа в кроватке на спине, он узнает, что его ручки находятся ближе к глазам, а ножки – дальше, и учится определять положение своего тела в пространстве. У детей со спинномозговой грыжей этот процесс нарушен, что негативно сказывается на умении поддерживать равновесие.

Нарушенное питание кожных покровов в области нижних конечностей и промежности грозит появлением пролежней, которые очень медленно и трудно заживают. Малоподвижные и не получающие достаточного питания кости часто ломаются даже от незначительных ушибов. Больные дети медленнее растут, из-за чего ножки у них короче, а стопы меньше, чем у здоровых сверстников. Наряду с дисфункцией нижних конечностей, являющейся следствием парезов и нарушений чувствительности, у детей с этим дефектом развивается серьезная патология мочевого пузыря – т. н. неврогенный мочевой пузырь. Малыш не чувствует, что хочет писать, и мочится, сам того не осознавая. При этом нарушается отток мочи, и какая-то ее часть застаивается в пузыре, вызывая рецидивирующие инфекции мочевыводящих путей. Дети со спинномозговой грыжей склонны к частым запорам. У весьма многочисленной группы больных в условиях нарушенной циркуляции спинномозговой жидкости развивается гидроцефалия. Поэтому новорожденным и младенцам, у которых после операции грыжи отмечается увеличение окружности головы, имплантируют специальные клапанные шунты для эвакуации избыточного ликвора из желудочков спинного мозга. Резервуар этого шунта чаще всего нащупывается за правым ухом, и обученные нейрохирургами родители должны постоянно контролировать его функционирование. Торможение прогрессирования гидроцефалии создает условия для нормального развития интеллекта и познавательных функций малыша, что имеет огромное значение для дальнейшего процесса социализации ребенка-инвалида.

Реабилитация ребенка со спинномозговой грыжей

Главная цель реабилитации – адаптация ребенка к максимально полному участию в жизни общества, ограничение степени инвалидности и развитие не пострадавших от болезни способностей: интеллекта, восприятия окружающего мира, зрительно-двигательной координации, выполнения руками действий, требующих точности и тщательности. Благодаря этому ребенок сможет в будущем приступить к учебе, а позднее приобрести профессию, которая обеспечит ему финансовую самостоятельность и позволит занять свое место в обществе. Поэтому родители ребенка со спинномозговой грыжей должны мыслить перспективно и отказаться от шаблонных схем. Процесс лечения строго индивидуален и зависит от степени инвалидности и интеллектуального развития больного. Прежде всего родителям предстоит заново узнать своего ребенка, стараясь принимать его таким, какой он есть, со всеми его ограничениями и слабостями. Это непростая задача на долгие месяцы и годы, которая для многих родителей оказывается непосильной. Немало детей со спинномозговой грыжей воспитываются в неполных семьях – как правило, матерями-одиночками. Поэтому взрослые должны с самого начала отдавать себе отчет в предстоящих трудностях, прежде чем возьмутся за нелегкий труд выхаживания тяжело больного малыша. Впереди у них долгие беседы с врачом, планирующим реабилитацию, и психологом, которые с этого момента будут постоянно помогать им в решении личных, семейных и служебных проблем, а со временем – в воспитании подрастающего ребенка. Реабилитация начинается уже через несколько дней после нейрохирургической операции. На первых порах речь идет лишь о послеоперационном уходе: ребенка нужно правильно укладывать в кроватке, не допускать развития контрактур и устранять уже имеющиеся, заботиться о нормальном опорожнении мочевого пузыря и личной гигиене младенца. В отделении реабилитации родители обучаются методам правильного ухода за больным ребенком и осваивают первые приемы физиотерапии: мануального массажа, редрессации сведенных контрактурой мышц, пассивных упражнений для всех ножных суставов. В программу обучения входят и упражнения, стимулирующие нормальное психомоторное развитие, особенно в области сохранения функции рук и интеллекта. В этих целях родители овладевают основами методов Войты или PNF-Бобата, которые будут применять в домашних условиях. Для закрепления достигнутого упражнениями эффекта родители учатся надевать малышу на ножки мягкие валики, а затем – специальные лубки, не допускающие повторной деформации. Забота о правильной постановке стоп, колен и бедер упростит в будущем обучение вставанию на ноги и ходьбе. Маленького ребенка обучают передвигаться на специальной каталке – лежа животом на доске, он отталкивается от пола руками. Таким способом он тренирует мышцы шеи, спины и рук, глубже дышит, учится быстро передвигаться и маневрировать в пространстве. Дальнейшая реабилитация направлена на стимуляцию психомоторного развития, умение сохранять равновесие и укрепление здоровых мышц туловища и конечностей, которые послужат опорой при ходьбе. Позднее ребенка переводят в вертикальное положение, надевая ему на ножки специальные шины или другие ортопедические устройства. Установив доверительный контакт с физиотерапевтом, малыш учится ходить в специальном фиксирующем ноги аппарате, с помощью ходунка, тростей или костылей. Примерно в 4-летнем возрасте его учат самостоятельно пользоваться инвалидным креслом на колесах, что существенно увеличивает его подвижность, самостоятельность и стимулирует психическое развитие, расширяя сферу игр, познания окружающего мира и приобретения нового опыта.

Дошкольников и детей старшего возраста, освоившихся с инвалидным креслом и установивших контакты с ровесниками, можно подключать к спортивным занятиям, которые повышают самооценку, помогают им забыть о своей инвалидности и занять достойное место в группе сверстников. Рекомендуемые виды спорта: плавание, настольный теннис, баскетбол, фехтование и стрельба из лука. Общую картину сопутствующей патологии мочевого пузыря, внутреннее давление в нем и возможность оттока мочи через уретру определяет уролог на основе уродинамического обследования мочевого пузыря. Оно проводится в первые месяцы жизни ребенка в целях адаптации методов ухода к нуждам конкретного больного. В зависимости от результатов обследования уролог назначает медикаментозное лечение, катетеризацию мочевого пузыря каждые три часа с перерывом на ночь, сочетание обоих методов либо перкуссию мочевого пузыря. В отделении реабилитации родители обучаются методам перкуссии и катетеризации. Последняя манипуляция должна проводиться в стерильных условиях, с использованием стерильных перчаток и одноразового катетера. Это позволяет уменьшить риск инфицирования мочевыводящих путей, от чего часто страдают дети со спинномозговой грыжей. Катетеризацию мочевого пузыря в течение нескольких лет производят родители под наблюдением уролога вплоть до того времени, когда сам ребенок освоит эту методику в процессе реабилитации. В поправлении здоровья больных детей участвуют специалисты многих профессий: врачи, физиотерапевты, психологи, специальные педагоги, учителя и социальные работники, которые вместе с родителями стараются помочь маленьким пациентам найти свое место и стать активным членом общества, невзирая на инвалидность.

Дефекты опорно-двигательного аппарата

Существует целый ряд врожденных дефектов опорно-двигательного аппарата, для устранения которых требуется ортопедическая операция. Хирургическое вмешательство показано в тех случаях, когда реабилитационные меры не дают желаемого эффекта. К их числу принадлежит врожденная косолапость (оперируемая в возрасте около года) и кривошея. Для того чтобы после операции не развилась вторичная деформация, оперируемый участок приходится временно обездвиживать. В случае косолапости ребенку накладывают на ножку гипс, а после пластики шейной мышцы – сначала соответствующую вытяжку, а затем ортопедический воротник. Продолжительность фиксации определяет ортопед. Родители должны знать, что в процессе операции, после нее и после снятия фиксирующей повязки ребенку требуется интенсивная реабилитация – в стационаре, реабилитационном диспансере и дома – в полном соответствии с полученными инструкциями. Дело в том, что врожденные деформации имеют тенденцию к рецидивам, а несколько раз оперировать одно и то же место невозможно. Дети, перенесшие операцию по коррекции врожденного дефекта опорно-двигательного аппарата, должны проходить осмотры у ортопеда со строгим соблюдением назначенных сроков.
Категория: Общество | Добавил: vetka (28.07.2012) E
Просмотров: 1823 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заработок в Интернете