Форма входа

Реклама

Поисковые системы

▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒  ▒

Forex

Revolver Maps

Каталог файлов

Статистика

Яндекс.Метрика

Проверка тИЦ и PR
 

Главная » Статьи » Литература » Литература

МОСКВА-РОДИНА ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ»
ФБУ «ЦНТБ СиА»
Материал подготовлен сотрудниками отдела фондов и НТД ФБУ «ЦНТБ СиА»

МОСКВА-РОДИНА ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
Немало славных страниц было внесено в историю России за три века правления Романовых. Московское царство превратилось в обширную и могущественную державу- Российскую империю.


И все судьбоносные вехи создания империи так или иначе оказывались связанными с Москвой. Даже перенос столицы в Санкт-Петербург не разорвал кровной связи Романовых
с Первопрестольной.
Москва была сердцем страны, которое неоднократно пытались поразить враги России- недаром именно на Москву двинул свою армию Наполеон.
Наш рассказ- о роли Москвы в судьбе императорского дома Романовых и об участии царской династии в строительстве и развитии древней русской столицы.
Именно воцарившиеся в 1613г. Романовы стали истинно московской династией.
Ведь не будем забывать, что Рюрик был не русского происхождения, где точно он родился- и вовсе не известно.
Чего не скажешь о Романовых- даже не та или иная усадьба или обитель, а сама древняя Москва являлась их родной вотчиной.
В Москве появился на свет и первый царь из новой династии - Михаил Федорович.
Самый большой из соборов Московского Кремля - Успенский- построен в 1745-1749 годах русскими мастерами под руководством известного итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в стиле Владимиро-Суздальской архитектуры. В свое время Успенский собор считался чудом архитектурного искусства. Новый собор представлял собой просторный светлый зал с круглыми столбами, несущими легкие своды. Стены его сложены из белого камня, фасад украшен декоративным арочным поясом
Строгая простота и симметрия украшений необычно гармонируют со всеми другими архитектурными деталями этого здания.
Успенский собор был главным собором Русского государства. В нем оглашались государственные акты .В феврале 1613 года в Успенском соборе открылся Земский собор, на котором предстояло избрать нового русского царя.
Здесь присягали на верность московскому великому князю удельные князья, венчались на царство русские цари и короновались императоры. В соборе похоронены московские митрополиты и патриархи.
Родился Михаил Федорович, по преданию, неподалеку от Кремля- в городской усадьбе бояр Юрьевых-Романовых в Зарядье.
Сегодня от усадьбы остались лишь белокаменные палаты на Варварке ( № 10).
В конце ХV века усадьба принадлежала деду Михаила - боярину Никите Романову. Обширный боярский двор попал даже на карту г. Москвы 1613г.
Палаты неоднократно страдали от пожаров, но все же уцелели, приобретя статус музея более полутора веков назад (и сохранив его до настоящего времени).
Это - одно из тех немногочисленных мест в России ( наряду с Ипатьевским монастырем и усыпальницей в Новоспасском монастыре), ставших для Романовых родовыми святынями.
Новый этап в истории усадьбы начался в 1629г. , когда по случаю рождения наследника престола Алексея Михайловича был основан Знаменский монастырь ( ряд источников утверждает, что монастырь возник в 1631г., а память о безвременной кончине матери царя- инокини Марфы, в миру Ксении Иоанновны Романовой).
Хотя Москва и утратила столичные функции, все новые самодержцы именно здесь венчались на царство.
Судьба второго Романова- Алексея Михайловича неразрывно связана с Москвой. Благодаря ему Белокаменная буквально расцвела. Вновь забурлила жизнь в царской вотчине- селе Измайлово.
Измайлово в известном смысле можно назвать колыбелью династии Романовых. Здесь возмужали Михаил Федорович и Алексей Михайлович, здесь прошло детство Петра Алексеевича.
Алексей Михайлович, серьезно занимавшийся вопросами с/х , выбрал эту свою загородную вотчину в качестве « экспериментальной площадки» для внедрения на Руси последних достижений аграрной науки.
Любимая летняя резиденция Алексея Михайловича Измайлово превратилась в своеобразную « выставку достижений народного хозяйства» России второй половины ХVII века.
Здесь демонстрировались заезжим иностранцам не только результаты внедрения достижений передовой аграрной науки, но и современные промышленные предприятия- стекольный и кирпичные заводы, винокурня.
Юный Петр Алексеевич случайно нашел в Измайлово старый ботик, заказанный у английских купцов для плавания по здешним рекам еще Никитой Ивановичем Романовым. Ботик назывался « Святой Николай».
Этот ботик,поправу названный « дедушкой русского флота», выставлен сегодня в залах Центрального военно-морскогомузея в Санкт- Петербурга.

В 1837г. здешние места посетил император Николай I. Год тот был особый: четверть века со дня окончания войны с Наполеоном. Царь решил устроить на Измайловском острове богадельню для ветеранов прошедших сражений. Проект богадельни выполнил архитектор К.А.Тон.
В 1837г. здешние места посетил император Николай I. Год тот был особый: четверть века со дня окончания войны с Наполеоном. Царь решил устроить на Измайловском острове богадельню для ветеранов прошедших сражений. Проект богадельни выполнил архитектор К.А.Тон.
Первые цари из династии Романовых были на редкость набожными людьми. Это выражалось в щедрых пожертвованиях храмам, в основании новых церквей и монастырей.
Одной из самых известных возникшей таким образом обителей являлся Страстной монастырь, находившийся на одноименной площади, известной ныне как Пушкинская.
13 августа 1641 года в Москве н а Тверской улице торжественно встречали доставленную в столицу чудотворную Страстную икону Божией Матери.
На месте встречи- у Тверских ворот Белого города- царь Михаил Федорович повелел построить каменную церковь в честь чудотворного образа, а в 1654 году уже Алексеем Михайловичем здесь был основан « девичий» Страстной монастырь.
Эта старинная обитель на берегу Москвы- реки, основанная в 1490 году Иваном III, занимает в истории дома Романовых особое место- недаром Михаил Федорович уделял столько внимания ее обустройству и обороне.
Здесь в подклете Спасо- Преображенского собора с давних пор хоронили представителей боярского рода Романовых.
Первые Романовы часто посещали Новоспасский монастырь, участвуя в молебнах на могилах своих предков.

Одним из многочисленных нововведений Петра I стало сооружение в Москве триумфальных ворот. Ставили их по случаю военных побед и коронаций.
В 1720 году после сноса Тверских ворот Белого города на их месте образовалась обширная площадь, где через год была построена триумфальная арка для торжественного въезда в Москву царя Петра!, заключившего со шведами Ништадский мир.
Изображение Тверских триумфальных ворот того времени до нас не дошло, но сохранилось их описание.
Петр повелел выстроить в Москве три триумфальные арки. Первая- « у Тверских ворот по Белому городу»- должна была являть собой « мимошедшей войны благополучия, аки семена мира». Возводить ее предписывалось « тщанием и иждивением именитых человек, господ Строгановых, архитектором Иваном Юстиновым».
Эти ворота по фамилии финансировавшего их строительство купца называли также Строгановскими.

Вторую арку- в честь достигнутого мира- соорудили- « в Китае городе у собора Казанского. Тщанием Святейшего Синода. Архитектором Иваном Зарудным.»
Третью – в честь плодов достигнутого мира, « образующих и надеемых».Место для нее выбрали у Мясницких ворот Земляного города ( ныне- площадь Красные ворота).Арка именовалась магистратской, так как строилась « тщанием и иждевением Магистрата. Архитектором Иваном Юстиновым упомянутым».

Триумфальные ворота были весьма пышно декорированы.Внук Петра I – Петр II тоже въезжал на коронацию через Тверские ворота Белого города.
Для коронации Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны арок у Тверских ворот не строили.
В 1763 году триумфальные врата возвели к восшествию на престол Екатерины II ( архитектор Д.В.Ухтомский), а в 1773-м- в честь победы над турками армии П.А.Румянцева. Снесенные в 1928 году Красные ворота ( 1753- 1757 , архитектор Д.В.Ухтомский) очень напоминали своих собратьев, радовавших когда-то взоры москвичей.
Что же касается Триумфальной арки, стоящей ныне на Кутузовском проспекте, первоначально она была поставлена в 1834 году на площади Тверской заставы.

Если говорить о просветительской деятельности Романовых , нельзя обойти вниманием такое важное событие, как учреждение Императорского Московского университета ( 1755).
Произошло это при Елизавете Петровне. Университет открылся в Москве, ставшей таким образом родиной российского высшего образования.
Первых студентов в университете оказалось не более дюжины, а поэтому для подготовки абитуриентов организовали две гимназии - для дворян и разночинцев. Поначалу университет помещался в здании Главной аптеки на Красной площади ( на ее месте сейчас Исторический музей). Затем с 1793 года занятия проводились в специально построенном здании (ныне Моховая, 11, строение 1).

С каждым десятилетием росло не только число студентов, но и расширился диапазон изучаемых дисциплин. Здесь преподавали лучшие ученые России, имелись собственные типография и цензура.
Правление Екатерины II по праву считается эпохой Просвещения в России. Мы имеем в виду перестройку центра Москвы в стиле классицизма.
Еще Елизавета Петровна намеревалась снести обветшавшую стену Белого города. Несколько десятилетий стена стояла полуразрушенной, пока по воле Екатерины II ее не разобрали. Императрица пожелала, чтобы вместо крепостной стены на всем протяжении последней устроили бульвары.
Если говорить о московских символах екатерининского правления, то к ним в первую очередь относится Петровский путевой дворец ( 1774-1780, архитектор М.Ф.Казаков),. Дворец построен в честь победоносного завершения Русско- турецкой войны 1768-1774 годов.
Впоследствии в нем останавливались, прибывая на коронацию, все российские императоры. Здесь следует назвать также и грандиозный Воспитательный дом , Екатерининские казармы, здание Сената в Кремле, Пашков дом, дом генерал-губернатора З.Г.Чернышева на Тверской улице.
Следы ее царствования в Москве остались, приобретая значение выдающихся памятников русского зодчества.
Издавна на Руси цари в память о победах русского оружия воздвигались храмы. Один из них- собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве- был возведен еще покорителем Казани Иваном Грозным. Романовы продолжили эту традицию, наиболее масштабное воплощение нашедшую в московском храме Христа Спасителя. Каждый из самодержцев, начиная с Александра I И заканчивая Александром III, принимал личное участие в его строительстве.

25 декабря 1812 года Александр I Подписал « Высочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа».
Закладка первого храма на Воробьевых горах произошла в 1817 году. Но воплощение грандиозного замысла вскоре застопорилось. Просчеты в организации работ не позволили осуществить этот проект, на автора которого- архитектора А.Л.Витберга- была возложена основная ответственность за срыв строительства.
11 мая 1827 года все строительные работы на Воробьевых горах были прекращены.Весной 1830 года московский военный генерал- губернатор Д.В.Голицын собрал ведущих российских архитекторов для обсуждения дальнейших планов по возведению храма.

Петербургские зодчие, за исключением К.А.Тона, выразили готовность продолжать строительство на Воробьевых горах, московские (О.И.Бове и др.) настаивали на смене места. В итоге император в конце 1831 года поддержал и утвердил проект К.А.Тона, согласно которому храм должен был располагаться на Волхонке.
10 сентября 1839 года на Волхонке состоялась закладка храма. На месте закладки выстроен был великолепный павильон. .Развернувшееся строительство неоднократно посещал Александр II.
Самый большой в России храм строился при четырех императорах и семи генерал- губернаторах Москвы. Тон не дожил до освящения своего детища.
10 сентября 1839 года на Волхонке состоялась закладка храма. На месте закладки выстроен был великолепный павильон. .Развернувшееся строительство неоднократно посещал Александр II.
Самый большой в России храм строился при четырех императорах и семи генерал- губернаторах Москвы. Тон не дожил до освящения своего детища.

МАРФО - МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ-эту обитель в память о своем убиенном супруге Великом князе Сергее Александровиче основала Великая княгиня Елизавета Федоровна- преподобномученица Елисавета.
Попав в Россию, она - принцесса Гессен- Дармштадская- всем сердцем приняла православие.

Еще в 1892 году Великая княгиня учредила в Москве и губернии Елизаветинское благотворительное общество, деятельность которого была направлена на помощь нуждающимся семьям и детям- сиротам.
Расходился по Москве пример Елизаветы Федоровны. При многих церквах возникали Елизаветинские приходские благотворительные комитеты, открывались приюты, ясли.

В 1907 году ею был куплен участок земли с усадьбой на Большой Ордынке, где в 1909 году и открылась обитель. В дореволюционной Москве обитель была широко известна как социальный и духовный центр.
На ее территории размещались два храма, больница, амбулатория, аптека, из которой бедным бесплатно выдавались лекарства, воскресная школа, библиотека и даже зимний сад.
В 1907 году ею был куплен участок земли с усадьбой на Большой Ордынке, где в 1909 году и открылась обитель. В дореволюционной Москве обитель была широко известна как социальный и духовный центр.
На ее территории размещались два храма, больница, амбулатория, аптека, из которой бедным бесплатно выдавались лекарства, воскресная школа, библиотека и даже зимний сад.
Замечательный архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, включающий ряд выдающихся произведений древнерусского зодчества, представляет собой характерный пример крепости-монастыря, которые в большом количестве возникали в древней Руси.
Вызванные насущными задачами обороны страны и тесно связанные с историей государства, такие монастыри-крепости являются одновременно прекрасными произведениями архитектуры и искусства, и памятником русской истории.
Новодевичий монастырь представляет собой ценнейший музей – плод огромного созидательного труда и художественных вкусов многих поколений людей.
География « романовской» Москвы очень обширна и город в судьбе российских самодержцев предполагает обратиться к интереснейшему- стержневому- периоду истории нашей страны, на протяжении которого сформировалось огромное уникальное жизненное пространство, именуемое сегодня Россией.
Категория: Литература | Добавил: биб (13.05.2014) E
Просмотров: 477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заработок в Интернете